Самые незаслуженные награды в категории «Лучший фильм» и номинанты, которых лишили этого титула.
Победа в номинации «Оскар» за лучший фильм не просто говорит о том, что Голливуд счел данную картину лучшим достижением киноиндустрии за прошедший год. Эта награда навеки ставит фильм в один ряд с прошлыми лауреатами премии, которые уже успели стать классикой, такими как «Крестный отец», «Лоуренс Аравийский» и «В порту».
Однако члены Киноакадемии вовсе не всегда голосуют правильно. Многие фильмы, удостоенные этой высшей награды, были забыты, оставшись лишь строчкой в долгой 89-летней истории премии «Оскар», и нам вряд ли придется когда-либо снова о них слышать.
Представляем вашему вниманию 10 самых незаслуженных наград в категории «Лучший фильм», а также тех номинантов, которые должны были победить:
10. «Вокруг света за 80 дней» (1956)
Этот фильм, основанный на романе Жюля Верна, задействовал все возможные ресурсы Голливуда (бюджет 6 млн долларов — совсем не дешево для 1956 года) для того, чтобы создать широкомасштабную картину целого мира, однако сам сюжет о невероятно богатом английском джентльмене Филеасе Фогге (Дэвид Нивен), который отправляется в кругосветное путешествие, чтобы выиграть пари, довольно глуп и далек от того, чтобы запасть в душу.
Кто должен был победить: «Десять заповедей»
Последний фильм Сесила Б. Демилля и сегодня способен покорить любого зрителя. Учитывая его звездный актерский состав, и в особенности невероятную игру Чарлтона Хестона в роли Моисея (который не был удостоен даже номинации на «Оскар» за свою роль), а также выдающиеся для того времени спецэффекты, именно этот фильм должен был получить высшую награду.
9. «Обыкновенные люди» (1980)
Конец 1970-х — начало 1980-х годов был как раз тем периодом, когда мелодрамы пользовались в кинотеатрах особенной популярностью, так что фильм «Обыкновенные люди» вышел в самый подходящий момент. Картина получила награду не только в категории «Лучший фильм», но также в категориях «Лучшая режиссура» (Роберт Редфорд) и «Лучшая мужская роль» (Тимоти Хаттон). Конечно, многие актеры в фильме демонстрируют потрясающее мастерство, однако лучший фильм должен обладать чем-то большим, кроме хорошей игры.
Кто должен был победить: «Бешеный бык»
Эта картина о глубоком душевном расстройстве боксера в среднем весе Джейка Ла Мотты, которого блистательно сыграл Роберт Де Ниро, по праву может считаться одним из шедевров Мартина Скорсезе. Помимо этого, работа операторов, сбивчивые диалоги от сценариста Пола Шредера, отражающие психическую драму героя, и монтаж Тельмы Шунмейкер (этот фильм стал ее первой совместной работой со Скорсезе, и с тех пор именно она занималась монтажом всех его картин) были настолько прямым попаданием в цель, что даже странно, почему киноакадемики не оценили картину по достоинству.
8. «Титаник» (1997)
История любви на тонущем корабле от Джеймса Кэмерона побила все рекорды кассовых сборов и превратила Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет в мировых знаменитостей. Но «Оскар» за лучший фильм года? Это был тот редкий случай, когда Киноакадемия пошла на поводу у массового зрителя, но среди номинантов был более достойный кандидат.
Кто должен был победить: «Секреты Лос-Анджелеса»
Экранизация Кертиса Хэнсона по детективу Джеймса Эллроя об оборотнях в погонах в Городе ангелов остается одним из лучших современных фильмов в жанре нуар за всю историю киноиндустрии. А блестящее актерское трио Кевина Спейси, Рассела Кроу и Гая Пирса делает этот фильм по-настоящему захватывающей драмой, которая держит зрителя в гораздо большем напряжении, чем «Титаник».
7. «Король говорит!» (2010)
Колин Ферт (который получил за свою роль «Оскара») и Джеффри Раш демонстрируют потрясающую игру, однако больше в этом фильме о страхах короля Георга VI перед публичными выступлениями восхищаться, в общем-то, нечем.
Кто должен был победить: «Социальная сеть»
Это идеальный пример возрастных предубеждений Киноакадемии, когда большинству ее членов ближе оказался фильм о конце 1930-х, чем история создания Facebook. Драма Дэвида Финчера об истории успеха Марка Цукерберга — это картина о современности, и, вероятно, именно поэтому она не нашла отклика среди старших членов Киноакадемии.
6. «Чикаго» (2002)
Киномюзиклы внезапно вновь вошли в моду в начале нулевых, когда «Чикаго» взял целых шесть статуэток, включая награду за лучший фильм. Но будем откровенны: если только вы не сходите с ума по музыке, вы хоть раз вспоминали об этом фильме за последние десять лет?
Кто должен был победить: «Пианист»
Кто должен был выиграть, так это смелая и откровенная картина Романа Полански о музыканте-еврее, который пытается выжить в Варшавском гетто во время Второй мировой войны. Полански получил свой «Оскар», так же как исполнитель главной роли Эдриан Броуди, однако главной награды академики решили удостоить кое-что повеселее, чем эта пронзительная история.
5. «Арго» (2012)
Бен Аффлек выступил режиссером и исполнителем одной из главных ролей в этой основанной на реальных событиях истории о спасении шести американцев из Тегерана в 1980-х годах путем создания фиктивного голливудского фильма. Хотя сюжет был более чем доступен для понимания академиков, это в лучшем случае типичная драма, причем качество киносъемки не дотягивает даже до среднего уровня.
Реклама
Кто должен был победить: «Цель номер один»
Другой фильм по мотивам реальных событий, который должна была оценить Киноакадемия, — это картина Кэтрин Бигелоу о том, как был уничтожен Усама бен Ладен. Конечно, обе киноленты могут вызвать у вас вопросы по поводу достоверности описываемых событий, однако если уж их сравнивать, то второй фильм просто сделан на качественном ином уровне.
4. «Танцующий с волками» (1990)
Кевин Костнер выступил режиссером и сыграл одну из главных ролей в этой ленте о солдате, который во время Гражданской войны служит в отдаленном форте, где он постепенно становится другом местным индейцам. Хотя сначала фильм был встречен критиками положительно, затем многие представители коренных американцев стали указывать на неточности в изображении их культуры. Кроме того, среди номинантов было кино, по мнению многих, более достойное главной награды.
Кто должен был победить: «Славные парни»
Скорсезе снова был недооценен киноакадемиками — на сей раз с фильмом «Славные парни». Многие предсказывали, что эта картина, которая стала одной из наиболее популярных его работ, принесет легендарному Скорсезе не только долгожданный «Оскар» за лучший фильм, но и приз за лучшую режиссуру. Однако та ночь стала триумфом Кевина Костнера.
3. «Столкновение» (2005)
Этот фильм о причудливом переплетении судеб жителей Лос-Анджелеса действительно обладает небезынтересным сюжетом — он стал одним из немногих лауреатов премии «Оскар», номинированных также на «Золотой Глобус». Мнения критиков об этой картине разделились. Некоторые назвали «Столкновение» худшим фильмов начала нулевых, в то время как Роджер Эберт счел его лучшей картиной, снятой в 2005 году. Но негативная реакция на победу этого фильма могла также быть связана с тем, как киноакадемики оценили еще одного номинанта.
Кто должен был победить: «Горбатая гора»
Некоторые считают, что «Столкновение» победило потому, что сам сюжет «Горбатой горы» о тайной любви двух ковбоев (Джейк Джиленхол и Хит Леджер) вызывал среди киноакадемиков некоторое смущение. Однако если бы это было правдой, навряд ли бы Киноакадемия наградила Энга Ли премией за лучшую режиссуру. Как бы то ни было, эта культовая картина не стала хуже от того, что не получила «Оскар».
2. «Как зелена была моя долина» (1941)
Кажется, что эта история о семье углепромышленников в начале XX века, снятая Джоном Фордом, обладает всем необходимым для того, чтобы удостоиться главной кинонаграды. Но затем вы вспоминаете о другом номинанте…
Кто должен был победить: «Гражданин Кейн»
Эта история жизни медиамагната, которая считается одним из лучших — если не лучшим — фильмом всех времен и народов, стала хитом сразу после выхода в прокат. Она была снята вопреки всем канонам и снискала Орсону Уэллсу славу гения — а ведь ему на тот момент не было и тридцати. Единственной проблемой стало то, что прототипом для главного героя послужил Уильям Рэндольф Херст, который тогда был еще жив и которому фильм совершенно не понравился. А у Херста было немало друзей из Голливуда.
1. «Влюбленный Шекспир» (1998)
Эту выдуманную сказку о том, как молодой Шекспир создавал «Ромео и Джульетту», неплохо посмотреть в пятницу вечером, но награждать ее как лучший фильм года кажется просто нелепым. И тем не менее так оно и случилось. И вы не поверите, какой фильм «Влюбленный Шекспир» сумел обойти в финальном голосовании.
Кто должен был победить: «Спасти рядового Райана»
Именно так. Пронзительный фильм Стивена Спилберга об ужасах Второй мировой войны — это картина, которая войдет в историю как один из величайших военных фильмов за всю историю киноиндустрии, однако она не была удостоена главной премии «Оскар». И все же вы наверняка вспоминаете кадры из «Спасти рядового Райана» в десятки раз чаще, чем из «Влюбленного Шекспира», а это, в конце концов, дороже всех наград.
Интересно