«Будете жить не долго и не очень счастливо», — признались врачи художнику Уильяму Утермолену. Диагноз был неутешительным и однозначным: болезнь Альцгеймера.
Уильям Утермолен (William Utermohlen) прожил не такую уж короткую жизнь и умер в 2007 году в возрасте 74 лет. Но какая это была жизнь… Казалось, что она не принесет американскому художнику ничего необычного и уж тем более трагичного. Он рисовал, даже выставлялся в галереях, хотя славы великого живописца так и не сыскал. А потом Утермолен и сам не помнил, когда в его душе поселилась тревога. Он чувствовал, что с ним что-то не так. Что-то неладное творилось с его памятью: он забывал сначала мелкие детали, а затем и значимые события становились весьма расплывчатыми и запросто могли исчезнуть из памяти. Но действительно страшно стало тогда, когда руки, его главный рабочий инструмент, периодически стали отказываться слушать своего хозяина.
Диагноз, поставленный Утермолену в 1995 году, хотя и был ожидаемым, прозвучал как приговор. Болезнь Альцгеймера поселилась у него в голове, с каждым днем завоевывая все большую часть сознания.
Болезнь Альцгеймера врачи зовут «эпидемией XXI века». Это заболевание вызывает дегенерацию нервных клеток в части мозга, которая отвечает за обработку информации. Последствия Альцгеймера необратимы, и с годами состояние больного только ухудшается. Происходит постепенная потеря памяти, утрачиваются даже самые простые навыки: человек не может ни стоять, ни сидеть, а что уж говорить о рисовании…
Уильям Утермолен прекрасно знал, чем для него закончится эта болезнь. И он стал рисовать отчаянно и усердно. В период с 1996 по 2000 года Утермолен создал серию автопортретов, в которых отражена, кажется, вся суть Альцгеймера. Похоже, что он пытался исцелиться посредством своего творчества, убеждая себя: «Я помню свое лицо, ты не сможешь забрать его у меня!»
С каждым днем действительность все больше ускользала от художника, но он упорно продолжал сопротивляться и переносить ее на бумагу. На помощь приходила сиделка Утермолена, которая смешивала краски и фотографировала эскизы. Она была первым зрителем и ценителем картин Уильяма, которые стали заключительной серией в его творчестве.
Рисование было своего рода терапией для увядающего разума Уильяма Утермолена. Впоследствии эта терапия оказалась достаточно серьезным материалом для врачей, занимающихся болезнью Альцгеймера.
«В работах Уильяма можно увидеть, как он пытается ощутить действительность и понять происходящие изменения, а еще можно заметить его страх и отчаяние», — говорит жена Утермолена.
Через несколько лет болезнь победила и забрала у художника все, даже его собственное лицо. Он «таял» в жизни и на картинах, а в 2000 году Уильям Утермолен нарисовал свой последний автопортрет, в котором едва ли можно различить его черты. Тогда, в 2000 году, умерло не только творчество неутомимого творца, умер и сам он, хотя фактически прожил еще 7 лет.
Реклама
В 2007 году художника не стало, но он до сих пор живет в своих «автопортретах Альцгеймера». Все картины жена Уильяма передала в британскую Ассоциацию болезни Альцгеймера, они оформлены в экспозицию и путешествуют по странам, напоминая зрителям о том, что высшая ценность — это жизнь.
Работы, которые Уильям Утермолен создал во время болезни, принесли ему мировую известность и узнаваемы больше его остального творческого наследия. А ведь на создание других картин, отличающихся своеобразием и глубоким смыслом, он потратил всю жизнь, и именно на них запечатлено становление художника.
«Данте» — первая серьезная серия работ художника, изображающая живописный ад итальянского средневекового поэта Данте Алигьери. Эти картины Утермолен рисовал во время расцвета поп-арта, в котором не находил ничего для себя. Он не хотел простых и понятных линий на бумаге, не желал изображать продукты потребления, а предпочитал наполнять свои работы образами и романтичными фантазиями. Утермолен чувствовал себя аутсайдером в художественном мире, поскольку рисовал всегда то, что ему хотелось.
В 1989 году художник впервые почувствовал начавшиеся необратимые изменения в себе, но продолжал рисовать в основном друзей, которые были частыми гостями в его доме.
На первом автопортрете Уильяма Утермолена после знакомства со страшным диагнозом — человек, для которого мир стал вдруг чужим и неуправляемым. Он одинок и беспомощен, держится за стол, который стал для него якорем в безликом пространстве.
Другие портреты изображают не лица, а, скорее, маски¸ скрывающие лицо от постороннего мира, приносящего внутреннюю тревогу, волнение и страх. Вдова Уильяма Утермолена решила познакомить мир с работами своего мужа. Она участвует в организации выставок и размещении картин на сайте.
Автор: Вера Волкова
Интересно