К сожалению, качество школьного образования на постсоветском пространстве до сих пор оставляет желать лучшего. Причем недовольны не только школьники и их родители, но и сами учителя!
Возможно, виной тому устаревшие традиции, которых до сих пор придерживаются во многих школах. Давайте рассмотрим их поближе.
1. Школа строгого режима
Дисциплина в традиционной школе до сих пор очень напоминает тюремную.
Сядьте прямо, руки перед собой! Убрать с парты все лишние предметы! Хочешь в туалет — подними руку и спроси разрешения. А еще лучше — дождись перемены. Сидеть смирно, я сказала!
Вполне естественно, что при таком подходе, унаследованном еще с советских времен, ученики младших классов попросту боятся учителя, а подростки чувствуют себя униженными. Кроме того, все школьники вынуждены изо дня в день страдать от неподвижности, которая абсолютно несовместима с детской физиологией!
Что плохого в том, что дети будут слушать учителя, свободно откинувшись в удобных креслах? А вот спросите об этом у преподавателей! Услышите много интересного.
2. Домашние задания — превыше всего
Современная школьная программа сильно перегружена всевозможными ненужными знаниями. Понятно, что львиная доля заданий остается на дом!
Пока все уроки не сделаешь — гулять не пойдешь!
Вот так и получается, что, отучившись в школе полноценную “рабочую смену” (6-7 уроков — не шутки!), школьник вынужден пыхтеть над домашним заданием до самого отхода ко сну. А если он к тому же посещает спортивную секцию или кружок по интересам, то это становится просто катастрофой!
А потом мы удивляемся все возрастающему количеству детей с неврозами.
3. Поборы с родителей
Официально разрешенную “спонсорскую помощь” требуют практически в каждой школе. Из года в год “родительские тройки” собирают немалые средства на занавески, стулья и парты, компьютеры и даже на очередной ремонт!
Если в школе требуют денег, жалуйтесь в Министерство образования!
А потом оказывается, что в классе с прошлого года ровным счетом ничего не изменилось. Возможно, родителям следует требовать от администрации школы отчет о потраченных средствах?
4. Тоскливые перемены
“Вести себя прилично” положено даже на переменах! Вместо того, чтобы расслабиться и побегать по школьным коридорам, дети, по мнению учителей, должны подпирать стенки “любимого учреждения”. Любая активность на перемене строго запрещена!
Сколько раз тебе повторять — не бегай по коридорам!
Конечно, бесконтрольная беготня действительно представляет опасность. Но ведь можно же организовать в школе специальные зоны: для активных игр и релакса.
Проблема буллинга в школах и эффективные методы ее решения
5. Безальтернативное совместное обучение мальчиков и девочек
Совместное обучение мальчиков и девочек было введено сразу после Октябрьской революции. Тогда этот шаг был оправдан нехваткой кадров и помещений для организации отдельных школ. Но и по сей день у школьников нет никакой альтернативы!
Между тем, новейшие исследования американских ученых показывают, что раздельное обучение повышает результаты учащихся на 10-20%!
Преимущества раздельного обучения очевидны: мальчики и девочки не отвлекаются друг на друга, что снижает число конфликтов и инцидентов. Кроме того, у преподавателей появляется возможность учитывать поведенческие и когнитивные особенности разных полов для повышения результативности.
Стоит ли вводить обязательное раздельное обучение в школах в наше время — вопрос спорный, но альтернатива быть должна!
6. Зубрежка и тесты
Традиционная методика преподавания предлагает только один механизм обучения — механическое зазубривание фактов. Конечно, память тренировать очень полезно, однако зубрежка не развивает ни логику, ни творческие способности, ни риторику.
Реклама
В таком учебном процессе никак не задействуются эмоции, поэтому изученный материал кажется скучным и забывается уже на следующий день!
Проверка знаний методом тестирования также ощутимо проигрывает по сравнению со свободной дискуссией на уроке. А ведь в современном мире важны не конкретные выученные факты, даты или формулы (их всегда можно найти в интернете), а умение грамотно формулировать и отстаивать собственную точку зрения!
7. Идеологический подход
Патриотизм никак не зависит от заунывных политинформаций или военных игрищ, столь любимых в СССР.
Любой ребенок уверен, что его родители, родной город и страна — самые прекрасные на свете! Но как легко можно испортить это чувство официозом и обязаловкой!
Сейчас в школах стали вновь актуальны “уроки патриотизма”. Но вряд ли они способны привить искреннюю любовь к родной стране!
8. Устаревшие методики обучения
Обычный день школьника состоит из привычного набора стандартных учебных предметов, никак не пересекающихся друг с другом. Почему бы не объединить все знания в тематические блоки?
Уроки можно и нужно делать интересными и нескучными!
Например, на уроке физики учитель может попутно рассказать об истории изобретения и его роли в современной жизни. Знания, преподнесенные таким образом, надолго остаются в голове и расширяют кругозор.
9. Уроки религии
Духовное воспитание подрастающей личности безусловно важно, но это дело не государственной школы, а родителей и семьи.
Душа — материя хрупкая, поэтому найти правильный тон на уроках нравственности и духовности очень сложно.
Возможно, лучше создать при школе различные религиозные кружки и клубы всех вероисповеданий, которые ребенок сможет посещать по собственному желанию?
10. Унификация школьной формы
Это, на наш взгляд, самое безумное, что только можно было придумать! Невероятно, но во многих школах форма до сих пор обязана быть совершенно одинаковой у всех! Ношение унифицированной одежды в учебных заведениях не лишено смысла, но простор для вариаций должен быть обязательно.
Почему на тебе разноцветная рубашка под пиджаком? Ты должен выглядеть как все!
А потом мы удивляемся тому, что вместо личностей с развитым эстетическим вкусом вырастают люди без собственного мнения, не понимающие своих основных потребностей.
Интересно