Врубель говорил, что «краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета — все дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет».
Реклама
Так, пелена снега оживляется лишь узкой проталинкой и темными ветками деревьев. Этот простой мотив на рисунке передается прихотливыми отрывистыми штрихами, образующими фантастический узор. На расстоянии штрихи сливаются и создают полное ощущение снежной фактуры. Будто видны тени на сугробе, но снег изображен поверхностью листа, совершенно не тронутой карандашом.
Дворик зимой. 1903-1904
Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен — от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Врубелевская «демоническая пристальность» (выражение Сергея Маковского), как бы перевернутое зрение — род слепоты к посюстороннему, третируемому как «мелочи будничного». В поздних рисунках это зрение обернулось вовне, к тому миру, который отображен на омываемой и осветляемой слезами внешней поверхности глаза. На короткий миг наступило прозрение. Вывод, к которому подвигают Блока его умозрения в речи Памяти Врубеля, поразительно совпадает с тем, что в действительности произошло в развязке врубелевской творческой судьбы уже в стенах лечебницы. Вывод этот таков:
«Путь к подвигу, которого требует наше служение, есть — прежде всего — ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учиться вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе».
Михаил Александрович Врубель, 1897 год.
Дерево у забора. 1903-1904
Надгробный плач. 1887
Кровать. Из цикла Бессоница, 1904-1905
Скачущий всадник (Несется конь быстрее лани…). 1890-1891
Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. 1884
Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. 1884
Белая азалия с листьями. 1886-1887
Портрет В. С. Мамонтова. 1890-1891
Натюрморт. Подсвечник, графин и стакан. 1905
Голова пророка. 1904-1905
Тамара и Демон. 1890-1891
Тамара в гробу. 1890-1891
Тамара в гробу. 1890-1891
Обручение Марии с Иосифом. 1881
Шестикрылый серафим
Глова Демона. 1890-1891
Голова Демона на фоне гор. 1890-1891
Левая рука художника. 1882-1883
Свидание Анны Карениной с сыном. 1878
Раковина. 1904
Раковина. 1904
Платье. 1900
Портрет В. А. Усольцевой. 1905
Натюрморт. Художественные принадлежности автора. 1905
Обдумывает ход (игра в шахматы). 1903-1904
Герман и Елецкий, 1901. Эскиз костюмов к опере П.И.Чайковского «Пиковая дама»
Пленные печенеги, 1896. Эскиз костюма к опере А.Н.Серова «Рогнеда»
Автопортрет. 1883
Тамара и Демон. 1890-1891
Журналист, читатель и писатель.
Русалка плыла по реке голубой.
Демон, смотрящий в долину
Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы). 1903-1904
Голова Демона.
Женская голова (Э. Л. Прахова). 1884-1885
Автопортрет. 1904
Демон летящий.
Роза в стакане. 1904
Демон смотрящий
Белая азалия без стебля. 1886-1887
Портрет Валентина Серова. 1885
Портрет Н. И. Забелы-Врубель. Жена художника Врубеля. 1905
Портрет доктора Ф. А. Усольцева. 1904
Танец Тамары. 1890-1891. Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Демон».
Автопортрет. 1885
Портрет молодого человека. 1903-1904
Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Лермонтова «Герой нашего времени»
Демон и Ангел с душой Тамары.
Демон стоящий.
Демон у ворот монастыря.
Белая азалия с листьями. 1886-1887
Две гондолы на причале. Вид из окна мастерской Михаила Врубеля в Венеции. 1885
Демон у стены монастыря.
Измаил-Бей. Кирибеевич.
Автопортрет. 1905
Интересно