Что запрещают и что разрешают демонстрировать на экране военные и рекогносцировка? Легко ли контактировать с людьми в погонах и возможно ли их использовать втемную? Предлагаем вашему вниманию несколько примеров того, будто американские военные подключались к съемкам и наводили свои порядки. Потому что все должны ходить строем от забора и до обеда.
Крылья (1927) / Wings
Полотно Уильяма Уэллмана «Крылья» вошла в историю разом по нескольким причинам. Во-первых, это первоначальный фильм, получивший «Оскар» в категории «лучший фильм». Во-вторых, это один-единственный немой фильм, отмеченный данной наградой (дудки-нет, в «Артисте» Хазанавичуса в финале звучат слова). В-третьих, «Крылья» одни из первых среди картин с широким прокатом продемонстрировали на экране обнаженное женское тело. Наконец, для своего времени это была одна из самых грандиозных постановок, в которой было задействовано три сотни пилотов, четыре тысячи боец и шесть самолетов молодых американских ВВС.
Сотрудничество с армией требовало от режиссера некоторых уступок, однако в данном случае коса нашла на камень – Уэллман во времена Первой всемирный сам был боевым пилотом и в военных действиях понимал нередко побольше приставленных к нему консультантов из Вооруженных сил. Пару один конфликты едва не приводили к рукоприкладству, а «чертовы дураки» было самым мягким выражением, которым режиссер оценивал способности присланных ему в поддержка командиров.
1984 (1956) / 1984
Сегодня об этом редко вспоминают, однако после Второй мировой войны американское Центральное разведывательное управление и Вооруженные силы взяли на себя необычные обязанности – приобретение и сохранение культурных артефактов, воспевающих демократию и дающих жесткую оценку диктатурам. В 1950 году ЦРУ даже достались единоличные права на знаменитый роман-антиутопию Джорджа Оруэлла «1984», а потому первая экранизация книги, вышедшая на экраны в 1956 году, была не попросту создана с разрешения генералов разведки и армии, однако и под прямым их контролем. Оттого и вышел кинофильм несколько вольным и даже противоречащим оригиналу – в фильме, так, главный герой погибает в борьбе с Большим Братом. Наследники Оруэлла, уместно, позже одумались и изъяли картину из проката, посчитав неэтичным финансирование экранизации армией и разведкой, и долгое пора фильм считался утерянным. Лишь в начале 2010-х лента опять «объявилась» и была выложена в Интернете в независимый доступ.
Тихий американец (1958) / The Quiet American
Еще одним классическим романом, подвергнутым радикальной переработке при переносе с бумажных страниц на экраны кинотеатра, и опять не без помощи ЦРУ и Вооруженных сил США, стала критическая книжка Грэма Грина «Тихий американец». Хоть это и не афишировалось, сценарий фильма 1958 года за режиссером Джозефом Манкевичем «подчищал» офицер ЦРУ, конечно так «зарапортовался», что изменил резон романа на противоположный – вместо гневной отповеди американской военщине, нагло вмешивающейся во внутреннюю политику Вьетнама, получилось антикоммунистическое обращение, где финальные взрывы в Сайгоне устраивают противники США. Даже основной герой, тот самый «тихий американец», из спецагента превратился в невинного торговца игрушками. Автор книги в ужасе отрекся от экранизации, назвав картину проамериканской пропагандой, хуже которой сложно было что-то придумать.
Парни что надобно (1983) / The Right Stuff
Кто бы мог поразмыслить, что военные, которых в фильмах частенько показывают ругающимися самым отборным матом, могут выступать яростными поборниками морали, однако именно это произошло в случае с картиной «Парни что надо», рассказывающей о подготовке команды американских астронавтов, о непростых отношениях в коллективе и семьях летчиков, об ударах и подарках судьбы, меняющих судьбы. В основу сценария легла выпущенная в 1979 году книжка Тома Вулфа, который, стремясь наиболее точно передать атмосферу времени и взаимоотношения людей, наполнил свое создание массой сальных словечек и обильными порциями крепких ругательств. Сценарий дословно повторил диалоги книги, однако незадолго до начала съемок авторы фильма получили гневное послание от руководства ВВС, настаивавшего на смягчении лексики персонажей. Заинтересованность военных, впрочем, был не эстетический, а сугубо приземленный – взрослый рейтинг R не позволил бы увидать фильм подросткам, те не заинтересовались бы историей космической программы и не пошли бы в летные училища. Продюсеры пошли армии навстречу.
Прямая и явная угроза (1994) / Clear and Present Danger
Политический триллер Филлипа Нойса «Прямая и явная угроза» поступил в производство в тот момент, когда США и Колумбия от состояния непримиримых врагов начали линия к сотрудничеству, а потому любые «воспоминания о прошлом» казались обеим сторонам не чересчур уместными. Потому-то Пентагон и отнесся к сценарию фильма по книге Тома Клэнси с особым вниманием. Из первоначального варианта скрипта, так, были вымараны любые упоминания о связях с наркобаронами колумбийского правительства, генералы также настояли на том, чтоб в сценах боевых столкновений авторы избегали демонстрации жертв среди мирного населения, а боевиков, защитников наркотрафика, навыворот, показывали обученными и жестокими, однако не простыми крестьянами и рабочими, взявшими оружие. Беспокоил военных и нелицеприятный образ американского президента, инициировавшего по сценарию тайную операцию в Колумбии в обход решения Конгресса. От этого авторам тоже было рекомендовано освободиться.
Золотой глаз (1995) / GoldenEye
В «Золотом глазе» по настоянию руководства американской «военщины» в скрипте были проведены косметические работы по улучшению имиджа генералитета США. Изначально соблазненным и убитым Ксенией Онатопп генералом был американский военный, однако в Пентагоне такое одобрить никак не могли, и сценаристам пришлось «переместить» жертву из США в Канаду. Канадского-то генерала не жалко!
Завтра не умрет вовек (1997) / Tomorrow Never Dies
В одной из сцен, когда Бонд намеревается тайком десантироваться на территории Вьетнама, агент ЦРУ предупреждает его о возможных последствиях: «Вы знаете, что произойдет, если вас схватят? Нам придется опять начать войну. Хотя, может быть, в этот один мы даже победим». Пентагон такие слова не устроили – в это пора отношения Вьетнама и США стремительно шли на поправку, а слова о новом вторжении генералам показались неуместными. Не желая запускать интернациональный конфликт на второй сферы, военные попросили сценаристов от этой строки в сценарии отказаться. Пришлось Бонду покорять Вьетнам без поддержки со стороны США.
Черноволосый Ястреб (2001) / Black Hawk Down
Блистательная военная трагедия Ридли Скотта «Падение Черного ястреба» рассказывает об одной из самых трагических страниц в истории американской армии после окончания вьетнамской кампании. Тогда в 1993 году в Могадишо молниеносная операция ВВС США обернулась катастрофой, унесшей жизни 18 боец и лишившей армию двух боевых вертолетов. Несмотря на то что героическим вылет не назовешь, Пентагон посчитал нужным вмешаться в создание картины, ревниво следя за тем, чтоб авторы не забыли рассказать о храбрости погибших боец и тех, кто рвался на выручку соратникам. Вооруженные силы предоставили Ридли Скотту несколько военных советников, сотню боец и восемь вертолетов, аналогичных занятым в сомалийском конфликте, больше того, Пентагон задействовал свои силы в последующей рекламе картины и организовал показы на своих базах. Что же генералы потребовали взамен? Немножко. Самым заметным изменением стало новое имя персонажа Юэна МакГрегора – из Джона Стэббинса он трансформировался в Джона Граймса. Все потому, что реальный Стэббинс в 2000 году был отдан под трибунал за изнасилование девочки. Не чересчур это вяжется с образом экранного героя.
Реклама
Перл-Харбор (2001) / Pearl Harbor
Вооруженные силы США приняли в создании фильма самое активное участие, этак, например, Бэю и команде была предоставлена возможность снимать на реальной военно-морской базе в Перл-Харборе. Кроме того, к производству был приставлен член Военно-морского исторического центра Джек Грин, проведший на съемочной площадке в общей сложности восемь недель. Его советы не ограничивались консультациями о внешнем виде японских офицеров или деталях формы американских летчиков, Грин непосредственно повлиял на лицо и характер одного из персонажей картины. Первоначально полковник Джеймс Дулиттл, роль которого исполнил Алек Болдуин, в сценарии был прописан грубым, туповатым типом, однако Грин настоял на изменениях и превратил хамоватого вояку в душу летного подразделения, за которым его подчиненные без сомнения идут в сражение.
Цена страха (2002) / The Sum of All Fears
Учитывая то, сколько изменений в книгу Тома Клэнси «Все страхи мира» внесли Пентагон и американский генералитет, вообще удивительно, что полотно Фила Робинсона вышла в прокат – первоначальный вариант был этак переработан, что проще было махнуть на ленту рукой. Начнем с того, что в фильме изменен ключ угрозы миру – книга открыто говорила о жестоких намерениях исламских фундаменталистов, даже более конкретно, о палестинских боевиках, однако властям Америки в начале 2000-х совершенно не хотелось трогать эту больную точку, потому злодеями в картине «назначили» немецких неофашистов. В ответ на эти изменения Пентагон согласился поддержать съемки целым арсеналом наземного, морского и воздушного вооружения, не чересчур заботясь о том, что все эти авианосцы, штурмовики и боевые вертолеты в случае обмена ядерными ударами нужны лишь в качестве пятого колеса в телеге.
Трансформеры: Мщение падших (2009) / Transformers: Revenge of the Fallen
Было бы неверным полагать, что предел интереса военных – это исторические драмы и биографические картины, Пентагон протягивает свои руки и в сторону фантастических блокбастеров. Так, Майкл Бэй активно сотрудничает с американскими вооруженными силами на площадках «Транформеров», ведь даже в борьбе с инопланетными монстрами в кадре нужны солдаты и обычное человеческое вооружение. «Месть падших», другой фильм франшизы, считается самым крупным проектом, созданным с участием Пентагона, в нем появилось наибольшее число кадровых военных за всю историю кино. Однако приветствуется это вдали не всеми, кое-кто считает такое сотрудничество недобросовестной рекламой и попыткой повлиять на тех, кто рассматривает контрактную службу будто вариант карьеры. Военные, впрочем, своих планов и не скрывают, в ответ на критику пресс-служба ВВС отметила, что рекрутинг не является первоочередной задачей работы Пентагона в Голливуде, однако призывной эффект от такого сотрудничества их устраивает.
Мишень номер один (2012) / Zero Dark Thirty
Политический триллер Кэтрин Бигелоу «Цель номер один», скорее итого, вообще не увидел бы свет, не работай, и весьма плотно, сценарист и продюсер Марк Боал с секретными службами ЦРУ и армии США. Разом после объявления о смерти Усамы Бен Ладена Боал связался с руководством антитеррористического подразделения ЦРУ и заручился его поддержкой в написании сценария о тайных героях, сценарист даже присутствовал на секретной церемонии награждения бойцов, принимавших участие в устранении знаменитого террориста. Однако что в фильме правдиво, а что дудки, судить сложно – устранение Бен Ладена остается одним из самых таинственных событий последних лет. Неплохо известно только то, что Пентагон и ЦРУ внесли в сценарий фильма Бигелоу масса правок, часть из них касалась, так, демонстрации пыток. ЦРУ признали, что пытки в процессе поиска террориста использовались, однако отрицали, например, травлю собаками – этот эпизод из фильма вырезали. Разумеется, были максимально изменены образы занятых в секретной операции боец, здесь каждая актерская кандидатура и каждая фраза героев проходили особый контроль военных и разведчиков.
Увлекательно